Собачий Сегун Токугава Цунаеси

собачий сегунВ истории Японии существовал период, когда под страхом смерти было запрещено убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей. Знаменитый указ «О запрете лишения жизни живых существ» увидел свет в далеком 1687 году по инициативе сегуна Токугава Цунаеси (яп. 徳川 綱吉, Tokugawa Tsunayoshi) — 5-го сегуна из династии Токугава, правившего Японией в период с 1680 по 1709 год. Именно за этот указ Токугава Цунаеси и получил в народе прозвище «Собачий Сегун».

В настоящее время существует несколько версий появления этого самого раннего из известных законодательных указов в мире, направленных на защиту прав животных. Согласно одной из них версии, некий буддийский монах объяснил сегуну отсутствие у него наследника и раннюю смерть единственного сына тем, что в одной из своих прошлых жизней Цунаеси крайне жестоко обращался с животными (в частности, с собаками). По другой версии, разрабатывая данный указ, Токугава Цунаеси исходил исключительно из буддийских канонов добродетели. За основным законом вскоре последовали и другие не менее эпичные указы, объектом действия которых стали не только собаки, но также и лошади, коровы, кошки, курицы, черепахи, змеи и даже (представьте себе) рыба, которой было категорически запрещено торговать на рынках. Крайне суровые наказания, в списке которых присутствовали: изгнание, длительное тюремное заключение, а также и смертная казнь; полагались за лишение жизни животных (в первую очередь — собак).

Серией своих весьма неоднозначных указов «Собачий Сегун» наделил собак большими правами, чем людей. Так, со стаей собак, уничтожающей посевы, крестьянам надлежало обходиться особо бережно. Применение грубой силы находилось под запретом — сельским жителям было дозволено применять в таких случаях только ласки, уговоры и просьбы. Категорически запрещалось кричать на собак, что-либо кидать в них и вообще высказывать любое неуважение к зверям. Истории известен случай, когда население целой деревни подверглось жестокому истреблению за нарушение установленных сегуном правил. Более того, за любое невежливое слово в адрес обычной дворняги, к которой в те мрачные времена было предписано обращаться лишь как «О-Ину Сама» (то есть «Высокоблагородие Собака»), дерзкого нарушителя ожидало суровое наказание — побивание палками.

Именно при сегуне Цунаеси в городе Эдо (Edo, столица государства в тот период), кишевшем огромными стаями бездомных псов, впервые в мировой истории была создана сеть приютов для животных. Один из первых приютов (на 50 тысяч голов) разместился в окрестностях столицы. Чуть позже в Накано (Nakano) на площади в 55 гектар была возведена еще одна громадная псарня. Всем собакам в приютах полагалось трехразовое питание в размере, в 1.5 раза превышавшим привычный рацион крестьянина, днями напролет трудившегося в поле. Когда животные заелись и отказались есть овощи, им стали подавать рыбу и мясо (естественно, еда приобреталась на средства, полученные от налогов). Также 270 людям сотрудникам приюта было приказано всячески ублажать хвостатых питомцев и постоянно следить за тем, чтобы их подопечные ни в коем случае не лезли в драку друг с другом.

Beatrice M. Bodart-Bailey, автор книги «Собачий Сегун», поделился с читателями воспоминаниями одного немецкого путешественника, побывавшего в 1692 году в Нагасаки (Nagasaki). По словам путешественника, улицы Нагасаки просто кишели бездомными собаками, среди которых встречались и больные особи. В том случае, если собаки нападали на людей или даже загрызали своих жертв насмерть, без соответствующего разрешения властей было строжайше запрещено делать что-нибудь с ними. Однако в своем дворце в Эдо Токугава Цунаеси не держал ни одного пса. Более того, ни один из побывавших в его дворце гостей так и не увидел какой-либо картины или любой другой предмет искусства, посвященный этим животным.

Неоднозначные указы «Собачьего Сегуна» вместе с финансовым кризисом, значительной инфляцией и порчей золотой монеты вызывали сильное недовольство у простого народа. Последние годы правления Токугава Цунаеси сопровождали лишь одни бедствия. В 1706 году Эдо накрыл страшный тайфун, ставший причиной многих разрушений, а в следующем году произошло извержение Фудзи. Перед смертью «Собачий Сегун» завещал, чтобы все принятые им указы относительно животных выполнялись во веки вечные. Тем не менее, племянник, унаследовавший престол, отменил их уже через десять дней после его кончины. Хорошее обращение с животными так и не пошло сегуну Цунаеси на пользу — сын у него так и не родился.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомить
wpDiscuz