Позаимствовано из блога Лены Диодоровой (www.dnevniki.ykt.ru/girlnextdoor).
Модели со всего мира слетаются не только в Париж и Нью-Йорк, но еще и в Гуанчжоу. Конечно, ведь здесь сосредоточены основные азиатские производители, которым модели просто необходимы для продвижения товаров и услуг. Наряду с обычными моделями, детский модельный бизнес — отдельная хорошо оплачиваемая ниша. За месяц съемок по выходным дети могут заработать больше, чем их родители, работая в офисе пять дней в неделю с утра до вечера.
Я расспросила мам детей-моделей в Гуанчжоу об особенностях этой «детской» работы.
— Люба, мама Лизы:
Лиза начала участвовать в съемках совершенно случайно. Начала довольно «поздно» — в 4 года. Мы были в торговом центре, к нам подошли агенты и мы решили попробовать. Я раньше задумывалась об этом, но мне казалось, что это нереально. Она была такой активной, что процесс съемок представлялся мне каким-то адом. А тут сами предложили. Вообще китаянки, родившие своих детей от смешанных браков, очень рано приводят своих детей в модельный бизнес. Буквально с рождения. Мать перестает работать и только водит своего ребенка по съемкам. Всеми способами пытаются «взрастить» звезду.
Стандартная оплата — 1200 юаней (почти 200 долларов США, 12 тысяч рублей) за 4 часа работы. Но дети от смешанных браков получают больше, в два раза. Это за счет того, что мамы-китаянки не пользуются услугами агентов, сами напрямую работают с заказчиками. Иностранцы же работают только с агентами. Агенты получают 50% либо больше, но обычно за съемку платят 2500 юаней. Они могут договариваться и на большую сумму, но модели всегда платят стандартно. Сейчас конкуренция очень большая и кто-то соглашается на работу за 500 юаней. Тогда агент соответственно получает больше. Можно работать с одним либо несколькими агентами сразу. Допустим, для этой фирмы ты работаешь с одним агентом, а в следующий раз уже с другим. Если модель пробует получить работу от студии напрямую, тогда агенты заносят его в черный список и никто с ней больше не работает. Но студии всегда платят больше, чем агент.
В высокий сезон Лиза снимается по 3-4 раза в неделю. Осень и время перед китайским Новым годом — это самые высокие сезоны. А так сама работа очень сезонная.
Самый ходовой рост для детской модели в Китае — это от 110 до 120 см. Лизе сейчас 6 лет и ее рост 130 см, она уже переросла. Все образцы детской одежды в Гуанчжоу в основном шьются на 110 см.
Модельный бизнес в Гуанчжоу довольно «тесен»: почти все друг друга знают, агенты тоже. Еще в соседнем Шэньчжэне иногда на съемки можно ездить. В этом бизнесе лучше всех, конечно, зарабатывают агенты. Машины премиум-класса, последние айфоны, дом в Калифорнии за миллион долларов — все это удел хороших агентов, а не моделей. Это очень прибыльный для них бизнес, в день по несколько съемок.
На фотографиях, конечно, все очень красиво, но сам по себе это очень грязный бизнес. Постоянные интриги между родителями моделей, между родителями и агентами, постоянные разборки. Наблюдать за этим довольно мерзко. И те родители, которые реально заботятся о своих детях, те обычно заканчивают перед школой. Совмещать школу и сниматься — это нереально. Хорошо, когда помимо данных, это вызывает какой-то отклик в самом ребенке. Кто-то может за 4 часа 20 комплектов отснять, а кто-то — 50. В целом, в этом ничего хорошего нет. Дети в более сознательном возрасте любят съемки, позировать, деньги неплохие платят опять же, но это не то, чем можно долго заниматься.
— Юля, мама Милы:
Милу в первый раз позвали на съемки, когда ей было 2.3. Целенаправленно агентов не искала. В общем чате однажды скинули контакты агентов, я добавила их и они сами начали нас звать на съемки.
Самая большая сложность в том, что ребенок маленький и не понимает, конечно, что это съемки, не стоит и не позирует, бегает во все стороны и кричит. Поэтому приходится развлекать ее самой всеми возможными способами во время съемок. Обычно таскаю ноутбук, включаю мультики, держу их над фотографом, стишки, песни, танцы, ладоши, ведешь себя, как клоун — все идет в ход. За время съемок больше всех устает мама ребенка. На следующий день после первых съемок я еле как с кровати встала, болело все тело.
Оплата в районе 1600-1800 юаней за 4 часа съемок. Нормальная работа с одним небольшим перерывом. Работа довольно напряженная, надо быстро-быстро фотографироваться, менять одежду, никто не сюсюкается ни с кем. Это довольно серьезная работа и люди за свои деньги стараются и бывают довольно требовательны.
Легче при групповых фотосессиях. Девочки как-то руки держатся, смотрят друг на друга, болтают, сами себя развлекают. Им интереснее, копируют друг друга. Говорят, что с четырех ребенку гораздо легче и интереснее.
Я всегда беру на съемки немного еды сама, потому что на обед их кормят всякой фигней из McDonalds или из KFC. И в перерывах между переодеваниями фруктами кормлю, так как ребенку трудно 2 часа подряд работать.
Сейчас Миле, конечно, все это нравится. Новый опыт для нее. Сама ждет, когда у нее будут съемки, спрашивает меня. Поэтому пока нас зовут, мы будем ездить. Чем она старше, тем проще. Дело даже не в деньгах, хотя и платят хорошо, просто я вижу, что самому ребенку это интересно.
— Женя, мама Саммер:
Когда Саммер было 8 месяцев, знакомая скинула мне контакты агентов. Я их добавила, потом нам начали предлагать работу. Сначала, конечно, было не очень много работы, так как агентов было не очень много. Потом пошла цепная реакция, агенты сами начали добавляться и предлагать работу. В 9 мы была наша первая съемка. Ближе к году работы стало очень много работы. Каждую неделю по несколько съемок.
Естественно, в силу возраста раз на раз не приходится. Ребенок маленький, может не выспаться, истерики могут быть. Все зависит от настроения ребенка. Но и многое зависит от команды, от фотографа. Некоторые студии бывают подготовленные, есть игрушки. А некоторые студии выглядят так, как будто там детей ни разу и не снимали. Еще и от агента зависит: кто-то готов помогать, развлекает ребенка, а кто-то сидит в уголочке, уткнувшись в телефон.
Сейчас уже не так много работы. В месяц пару раз предлагают и все. Когда не так много, она думает, что это такая работа и бывает легко и весело.
Если ребенку нравится, то хотелось бы продолжать съемки, потому что платят хорошо. За 4 часа съемок получается 1500 юаней. Я считаю, что это очень хорошие деньги. Некоторые люди в России работают по полмесяца за такие деньги. Но мы эти не тратим, откладываем для Саммер, чтобы повзрослев, она сама распоряжалась ими.
Если в будущем ее параметры и внешность подойдут для модельного бизнеса, то я поддержу ее выбор. Но хочется, чтобы это было все же как хобби, а не единственное занятие в ее жизни. Получение образования будет основным приоритетом.
