Недавний обвал фондового рынка в Китае вызвал у миллионов жителей страны, массово вкладывавших деньги в биржу, эмоции преимущественно негативного характера, но в некоторых случаях и глубокие размышления.
Так, в китайском сегменте интернета стала популярна статья молодой девушки, которая описала, как увлеклась инвестированием в биржу, как переживала ее падение и как пришла к пониманию, что быстрое обогащение ― это обман.
— Во время отпуска за границей в 2011 году я заметила в своей туристической группе нескольких мужчин средних лет. Они почти все время смотрели в свои телефоны, проверяя цены на акции. Странно, они даже не наслаждаются отпуском, что такого интересного в этих акциях? Так тогда подумала я.
Мое мнение начало меняться после очередного посещения парикмахерской в феврале этого года.
«Биржа растет, какие акции ты купила?» ― спросил мой парикмахер. Я была озадачена. «Ты же образованная женщина, почему не интересуешься фондовым рынком?» ― сказал он с издевкой.
Через месяц я снова пошла к парикмахеру. В этот раз он ругал себя за то, что не инвестировал в акции компании Letv. «Их стоимость каждый день увеличивается на 10%», ― вздыхал он.
Я спросила: «Сколько всего ты инвестировал в биржу?». Он ответил, что 50 тысяч юаней. «А сколько ты заработал?» ― «Немного, около 20 тысяч юаней». Что ж, это совсем неплохо, подумала я.
После беспокойного вечера и разговора с другом, сумевшим заработать на бирже, я тоже решила заняться инвестированием и на следующий день открыла аккаунт в холдинговой компании. Вокруг меня прыгали мужчины и женщины, очень эмоционально реагирующие на рост и падение акций. Тогда мне казалось, что я никогда не стану как они, а буду спокойно и рационально анализировать рынок. Я скачала программы для торговли на бирже, изучила биржевые термины и обращала внимание, когда эти термины появлялись в статьях финансовых газет.
Акции на Letv, о которых говорил мой парикмахер, по-прежнему каждый день прибавляли в стоимости примерно 5%. Я была уверена, что в будущем смогу стать способным инвестором, поэтому бросилась вкладывать. Один мой знакомый предупредил, что не стоит слишком увлекаться игрой на бирже, потому что фондовый пузырь может лопнуть в любой момент. Но я ему сердито ответила, что лучше потеряю деньги, чем упущу отличную возможность.
С тех пор меня полностью захватила судьба акций Letv. Ежедневно я садилась перед компьютером в 9 часов утра, чтобы наблюдать за котировкой акций. Я думала об акциях весь день, постоянно проверяла цены на телефоне и нервничала из-за малейших изменений. Несколько раз я даже уходила из тренажерного зала от злости на падение акций.
Я начала часто проверять новости о бирже, даже новости CCTV перестали мне казаться плохими. Вместе с тем у меня пропало творческое вдохновение. Я перестала писать статьи в колонке, которую вела, или читать книги.
Фондовая биржа заняла всю мою жизнь. Я поняла, что такое «эффект бабочки». Теперь каждое мировое событие становилось для меня значимым. Индекс фондовой биржи США влиял на Гонконг и Китай. Зарубежные визиты партийных лидеров сигнализировали об открывающихся возможностях. Передача о товарах с дефектами на CCTV приводила к обвалу акций компаний, торгующих ими. Да что там, даже один пост в блоге или социальной сети мог вызвать колебание рынка на следующий день. Я вышла за пределы своего маленького мира искусства и увидела, насколько огромен мир.
После двухдневного падения моих акций, я продала их. Однако затем я услышала «инсайдерскую информацию», что цены на конкретные акции должны вырасти, и вернулась на биржу. Друг занял мне 80 тысяч юаней, чтобы инвестировать в биржу. После некоторых исследований я поверила в достоверность «инсайдерской информации» и вложила все деньги.
Через несколько дней я потеряла сотни юаней, но упрямо отказывалась продавать акции. Выражение «потерять деньги» отсутствовало в моем словаре. Я продала акции, лишь когда обнаружила в сети новую «инсайдерскую информацию».
Поскольку я продала акции после незначительного повышения их цены, то снова потеряла несколько сотен юаней. Когда на следующий день цены снова поднялись, я упрекала себя в том, что не подождала. Два дня спустя цена на акции упала до минимума. Я радовалась, что все-таки была права, когда продала акции.
В результате я извлекла урок: не следует доверять «инсайдерской информации». Я нахожусь в самом низу «пищевой цепочки», поэтому любой секрет, который доходит до меня ― слухи или общеизвестная информация. Настоящая инсайдерская информация доступна лишь элите.
Несмотря на две неудачи, я не потеряла интерес к бирже и увлеклась акциями с высокими дивидендами. Я купила акции корпорации China CNR; хотя они повысились на 7%: мне казалось, что они достигли дневного лимита колебания цен (в Китае акции не могут повышаться или понижаться больше, чем на 10%). И была права: стоимость моих акций возросла на несколько сотен юаней за день, поэтому я увеличила пакет акций, и спустя час акции снова достигли своего лимита.
Переполненная радостью, я сказала родным, что планирую уйти с работы и заняться только игрой на бирже. Я слышала, как люди хвастались, что игрой на бирже они заработали на новый автомобиль. Другие собирались купить дом под ипотеку и использовать недвижимость для спекуляции на бирже.
На третий день акции сразу достигли своего лимита. Я заработала 5 тысяч юаней и начала мечтать, как заработаю кучу денег. Выходные прошли скучно. CNR и CSR на месяц приостановили торговлю акциями — 1 июня они объединились в корпорацию CRRC. Люди на улицах говорили, что когда акции новой объединенной компании будут открыты для торгов, они возрастут в цене на 44%, и жалели, что не купили их раньше. А я радовалась, что уже приобрела счастливый билет, и задумывалась о покупке дорогих духов Chanel.
В понедельник я едва не попала в аварию, когда проверяла котировку акций на своем телефоне. Акции CRRC начало лихорадить, мой доход в 5 тысяч юаней снизился до 4 тысяч юаней. Но все говорили, что акции надо попридержать. Затем индекс биржи снова опустился. Мой доход упал до 1 тысячи юаней. Поскольку я по-прежнему работала на обычной работе, я могла продать акции только с помощью телефона, но программное обеспечение неожиданно перестало работать. Затем программа отказалась выполнять операцию, так как она превышала ее параметры. Наблюдая за тем, как испаряются мои деньги, я вспомнила слова моего знакомого, что CRRC ― это огромный пузырь, который может лопнуть.
Наконец, я сумела продать акции CRRC. Вскоре цена на них повысилась, и я начала ругать себя за то, что не подождала. Тогда бы я потеряла всего несколько тысяч юаней. На следующий день пузырь CRRC лопнул. Десятки миллиардов юаней испарились, оставив инвесторов в слезах. Оглядываясь назад, я понимаю, что мне еще повезло заработать на бирже хотя бы 1 тысячу юаней.
Пережив обвал биржи, я осознала, что стала очень нервной. Малейшее колебание акций резко меняло мое настроение, делая радостной или, наоборот, расстраивая. За последние месяцы я не прочитала ни одной книги и не написала ни одной статьи. Энергия, которую я тратила на биржу, намного превышала доход от нее. Я не получила ничего, кроме опыта.
У меня по-прежнему есть акции двух компаний. Я купила их по высоким ценам. Их цена ежедневно падает, но деньги, заработанные мной на продаже CNR, немного компенсировали убытки.
Постепенно я научилась относиться к этим вещам с легкостью. Я считаю, что время, которое я потратила на биржу ― это определенный жизненный опыт и материал для моих будущих статей. Но сегодня, когда я вижу зеленеющий экран с котировками, у меня опять начинается паника (зеленый цвет означает понижение цен на акции, красный ― повышение). Единственная разумная вещь, которую я сделала ― это ограничила размер инвестиций. Потеря этой суммы, конечно, изрядно подпортила мое настроение, но не отразилась на жизненных условиях.
Я редко говорю о своих неудачах на бирже, но на Weibo я опубликовала два своих главных вывода:
Биржа — как зеркало: она отражает все недостатки человека ― жадность, упрямство и склонность к слепому подражанию. Я увидела в себе эти недостатки, и для меня это важнее, чем заработать деньги.
Богатство нужно зарабатывать, выполняя реальную работу.
