Продолжающаяся стагнация в экономике Японии, а также неизменно высокие цены на недвижимость являются причинами увеличения количества так называемых «работающих бедняков». В пригородах японских мегаполисов проживает множество перебивающихся случайными заработками пожилых «синих воротничков», вынужденных ютиться в лачугах. Например, только в одном пригороде Осаки живет не менее 30 тысяч обездоленных стариков. Пригород фактически заброшен, полицейские предпочитают не появляться там, а всеми делами в округе заправляет криминал.
Класс «работающих бедняков» постепенно прирастает более молодыми офисными служащими и творческими работниками. Отдавать значительную часть (до 60-70%) своего заработка за аренду жилья способны лишь немногие из них. Большинство служащих предпочитает использовать альтернативный вариант – снимать квартиры или комнаты в пригороде (в 1.5-2 часах в один конец до места работы). В этом случае аренда жилья обходится им в 40% заработка, то есть в сумму, эквивалентную примерно 1.5-2 тысячам долларов США в месяц.
Некоторое время назад на рынке жилья в крупных японских городах появилось необычное предложение. Предприимчивые владельцы интернет-кафе начали разбивать помещения на небольшие комнатки (уместнее сказать клетушки) размером 1 на 2 метра, возводя между ними стены из пластика. Ночь в такой комнатке с мягким креслом, компьютером и телевизором оценивается примерно в 16-27 долларов, но жилец может внести оплату сразу за неделю вперед и тогда стоимость аренды за указанный срок обойдется ему уже в 150 долларов. Получается, что месяц проживания при условии «деньги вперед» будет стоить около 600-650 долларов. В эту цену уже включены такие услуги, как: бесплатное пользование компьютером с подключением к сети, диски с фильмами, комиксы, неограниченное количество прохладительных напитков (типа «Coca-Cola»), а также доступ к общей прачечной.
Обычно на территории помещения, рассчитанном на 25-30 комнаток, имеются общий туалет и душ (самые простые душевые кабины), помыться в котором дополнительно стоит 3 доллара. Ради большей экономии большинство постояльцев принимают водные процедуры не чаще раза в неделю.
На данный момент этот сегмент рынка недвижимости является самым быстрорастущим в Японии. Так, в Токио насчитывается около 10 тысяч обитателей интернет-кафе, а ведь еще несколько лет назад их было 5.4 тысяч. Жители таких крохотных клетушек, преимущественно безработные или рабочие с низкой зарплатой, получили название «кибер-бомжи» (другой вариант «интернет-беженцы»), и многие из них существуют в таких условиях целые годы, не имея перспективы когда-либо переселиться в нормальное жилье. Однако, проживание в интернет-кафе обходится им значительно дешевле, чем аренда квартиры или съем номера в капсульном отеле. Еще дешевле – только жизнь на улице.
