Нагору (Nagoru) — небольшая деревня, расположенная на японском острове Сикоку (Shikoku). Из четырех крупнейших в Японии островов Сикоку является наименьшим по площади и населению. В последнее время Нагору медленно, но верно пустеет: молодежь уезжает в поисках лучшей жизни в крупные города, а пожилых жителей становится все меньше. Сейчас здесь осталось всего несколько десятков человек, 64-летняя Аяно Цукими (Ayano Tsukimi) одна из них. Вернувшись в родную деревню, она населила ее целой армией сшитых вручную кукол. Кукол, похожих на покинувших Нагору людей.
В документальном фильме «Долина кукол» (The Valley Of Dolls) Аяно Цукими продемонстрировала свой рукотворный мир немецкому режиссеру Фрицу Шуману (Fritz Schumann). По словам женщины, все началось с того, что ей понадобилось чучело: птицы склевали урожай в саду. Женщина сделала пугало похожим на своего отца, и тогда у нее появилась идея «воссоздать» всех, кто когда-то жил в этих местах, частично — с целью привлечения внимания туристов. «Я подумала, что если разместить кукол на въезде в долину, проезжающие мимо люди заинтересуются и остановятся, чтобы сделать фотографии. Мои куклы интересны тем, что они не пылятся на полке, напротив, они работают в поле или ждут автобус», — рассказала Аяно Цукими. Также она добавила, что ей неинтересно делать кукол для того, чтобы хранить их в одном месте. Ее набивные творения должны органично вписываться в окружающий мир, взаимодействуя с ним, как и их живые прототипы.
Аяно Цукими делает кукол из нехитрых подручных материалов: соломы, тряпок и старой одежды. К настоящему моменту она изготовила уже больше 350-ти кукол. Ей с трудом получается делать лица, за исключением бабушек, они — ее конек.
К слову, своей деятельностью Аяно Цукими не только удалось привлечь внимание туристов к Нагору, в прошлом году деревня вошла в список наиболее интересных туристических направлений в стране. Однако, срок жизни ее изделий также имеет свои пределы — максимум три года, поэтому женщине постоянно приходится делать новых кукол. Так она и живет в исчезающей деревне, окруженная куклами, не думая ни о старости, ни о том, чтобы бросить свое занятие. В одном моменте фильма, размышляя о том, что все люди так или иначе покинут этот мир, пожилая женщина со смешком заявила: «Наверное, я буду жить вечно».
Несмотря на весь оптимизм и мастерство Аяно Цукими, в ее куклах, да и в самой идее, есть что-то мистическое и зловещее. Недаром существует мнение, что старые детские куклы способны вызывать эффект, который Фрейд назвал «зловещей долиной».
