«Парижский синдром» — так называется острое психическое расстройство, поражающее преимущественно японских туристов, посещающих столицу Франции. Тяжелая форма депрессии, вызванная жестоким разочарованием от лицезрения реального Парижа, порой доводит некоторых граждан Японии до больничной койки.
Фильм «Mimi no Nikki» рассказывает историю молодой японской девушки, с самого детства мечтавшей о жизни в «городе любви». Она искренне надеялась увидеть идиллический Париж, воспетый в фильме «Амели», однако в действительности ей пришлось иметь дело с более приземленными ситуациями. Господин Брен-Я Ба (Bren-Ya Ba), режиссер фильма, к слову, сам женатый на японке, пояснил, что Париж в представлении японцев — это роскошный город, жители которого будто сошли со страниц модных журналов. «Когда они приезжают сюда и видят как все обстоит на самом деле, их иллюзии быстро разрушаются, и это очень сильно дестабилизирует их психику. Париж — это обычный современный город, который выглядит совершенно не так, каким его изображают в кино», — сообщил Ба.
В 2004 году в французском психологическом издании Nervure была опубликована интересная статья, являющаяся практически единственным научным исследованием на тему парижского синдрома. Автор статьи — доктор Хироаки Ота (Hiroaki Ota), работающий психологом в больнице Святой Анны, поведал читателям, что огромная разница между идеализированным Парижем и реальным положением дел представляет одну из причин возникновения парижского синдрома. Приезжая впервые в Париж, но видя вместо предполагаемого рая грязные улочки и грубых, зачастую неопрятных и неприветливых французов, ежегодно около 20 японцев впадают в острое бредовое состояние и испытывают разные проявления психического расстройства.
Женщина-парикмахер Томохиро Инуцуме (Tomohiro Inutsume) проживает в столице Франции уже более пяти лет. Самыми шокирующими для нее оказались некоторые обыденные моменты. «Обычное подключение к интернету заняло ужасно много времени. В Японии такое попросту невозможно, японские службы делают все очень быстро и эффективно. Не менее серьезной проблемой является и безопасность. В Токио, садясь за столик в кафе, я всегда клала кошелек и телефон на стол, но здесь же такое абсолютно немыслимо», — отметила она.
Согласно результатам исследования доктора Ота, наиболее важной проблемой является языковой барьер — лишь некоторые японцы могут говорить на французском языке, ну а французы, в свою очередь, также не отличаются знанием иностранных языков. Более того, из-за существенных отличий языков некоторые выражения просто не имеют адекватного перевода, что быстро приводит к неспособности общаться, провоцирует подавленность и чувство изолированности от окружающего мира.
Определенные трудности возникают и из-за культурных отличий. Разница менталитета японцев и французов огромна: врожденная скрытность японцев противоречит откровенности французов, чрезвычайная вежливость — двусмысленному юмору, четко действующие японские системы — традиционной французской медлительности. Господин Марио Рену (Mario Renu), президент французско-японского медицинского общества, отметил, что заметные отличия существуют и в социальных отношениях: «Командный дух японцев противостоит западному индивидуализму. Утрачивая эти ориентиры, японцы практически сразу лишаются уверенности в себе».
Впервые парижский синдром диагностировал в 1986 году автор упомянутой выше статьи — доктор Хироаки Ота. Спустя три года доктор создал сеть психологической помощи, предусмотренной специально для японцев. Классические симптомы парижского синдрома: депрессия, поведенческие нарушения (галлюцинации, мания преследования, агрессивность, мегаломания), а также сильные приступы раздраженности и подавленности. В особо сложных случаях данное заболевание может довести даже до самоубийства.
Из исследования доктора Ота следует, что в период с 1988 по 2004 годы в больнице Святой Анны прошли лечение 63 пациента, пострадавшие от парижского синдрома. Возраст половины пациентов составлял 23-30 лет, треть пациентов страдала от шизофрении. В большинстве случаев это были люди с ранимой психикой, приехавшие в Париж «искать свободу», или же чье решение приехать основывалось на одних иллюзиях. В исследовании приводится пример 39-летней японки, решившей отправиться в Париж сразу после ознакомления в токийском метро с рекламным щитом с надписью: «Франция ждет вас!». Женщина была искренне убеждена, что эта надпись была оставлена специально для нее.
Хотя СМИ регулярно упоминают о парижском синдроме, в этом вопросе до сих пор нет единогласия. Многие психологи и специалисты по Японии вообще ставят под сомнение существования подобного заболевания. Так, президент ассоциации Jeunes Japon, считает, что парижский синдром — всего лишь сомнительная попытка пошутить: «Да, мне известно, что некоторые туристы ломаются психологически, приезжая в другие страны. Но это же просто обычный культурный шок, жертвами которого нередко становятся молоденькие избалованные японские девушки, приезжающие в Париж на поиски романтичного французского парня. Не стоит чересчур драматизировать эту ситуацию».
