Азиатский подход к сохранению красоты кажется более упорядоченным, чем хаотичный европейский. Его константы — система умывания с гидрофильным маслом, средства с гиалуроновой кислотой, BB-кремы, отбеливающие маски и еще пара непривычных европейским женщинам манипуляций с лицом. Вероятно, поэтому азиатки нередко выглядят моложе, чем они есть на самом деле.
О том, что вечером нужно сначала смывать макияж, а потом уже, собственно, умываться, давно говорят и дерматологи, и косметологи. Тем не менее двухэтапное очищение кожи популяризовали именно азиатки, благодаря которым оно и получило неофициальное название «японская система умывания». Характерная для азиатского (прежде всего японского) ухода схема предполагает продолжительный процесс очищения кожи. На первом этапе макияж удаляется с помощью гидрофильного масла — оно наносится на сухую кожу, в том числе и на глаза, а с добавление воды превращается в легкую эмульсию.
Многие западные бренды некоторое время назад также приступили к выпуску гидрофильных масел. По большей части они никак не отличаются от азиатских прототипов. Например, отлично работает масло Bobbi Brown.
Двухфазное очищение предполагает, что после гидрофильного масла используется пена или мыло для лица, опять же, взбитое в пену (для этого продаются специальные сеточки, иногда они поставляются в комплекте с мылом, но их легко купить и отдельно). Мыло бывает с разными компонентами, но классическое (и наиболее эффектно выглядящее) средство — это мыло с бамбуковым или древесным углем, который часто добавляют в азиатские очищающие продукты. Вопреки опасениям, такое мыло не пересушивает лицо (хотя сухая кожа может возмутиться), но глубоко очищает его.
Идея класть уголь в очищающие продукты не нова — множество европейских средств самой разной ценовой категории содержит этот ингредиент (например, детокс-мыло Natura Siberica, которое почему-то называется «северным»). А самое знаменитое черное мыло, сделанное в середине прошлого века известным дерматологом Эрно Лаcло (Erno Laszlo), до сих пор продается и является частью многоступенчатой системы по уходу за кожей Erno Laszlo.
Азиатские тканевые маски (преимущественно южнокорейского производства) стоят недорого и работают при этом превосходно: полчаса в костюме мумии — и сияющая ровная кожа как результат. Представляют собой одноразовые пакетики, в каждом лежит щедро напитанная витаминной сывороткой тонкая хлопковая маска с устрашающими прорезями для глаз и носа. Тканевые маски бывают направленного действия, а бывают общего, но они так или иначе способствуют общему улучшению качества кожи, обеспечивая и увлажнение, и выравнивание, и омоложение (в западных блогах эти средства часто называют «косметологом для бедных»). Поскольку при частом использовании маски получаются недешевыми, многие пользователи покупают сухие хлопковые основы (они продаются в магазинах азиатской косметики) и сами наносят на них свои любимые сыворотки и гиалуроновый лосьон.
Почему-то тканевые маски в европейском варианте в основном продают дорогие премиум-марки вроде La Mer и Dior, причем продают их не по одной, а по несколько штук. Хорошие тканевые маски делают строгая марка Cosmetics 27 и веселый урбанистический бренд Sampar, но азиатского разнообразия и дешевизны в этом сегменте не наблюдается.
Тонизирующий лосьон, обычно считающийся средством, завершающим очищение, в азиатской традиции — первый и иногда главный этап увлажнения кожи. Это не тоники, а именно лосьоны. У них легкая текстура — иногда гелеобразная, иногда больше похожая на воду, — и наносить их нужно щедрыми порциями (за один раз рекомендуется использовать чайную ложку средства), слегка вбивая в кожу. Некоторые этим и ограничиваются, а многие наносят сверху сыворотку и/или крем. Лосьон не обязательно содержит гиалуроновую кислоту — они бывают и ретиноловыми, и коллагеновыми, но гиалуроновые самые известные и продаваемые.
Густые увлажняющие тоники нечасто, но встречаются у европейских марок — например, линия Eau Extraordinaire органической марки Melvita сделана по тому же принципу, что и азиатские лосьоны. А концентрированную гиалуроновую кислоту, которую можно комбинировать с другими средствами ухода, легко найти у нишевых или профессиональных марок, но обычно в форме сыворотки.
ВВ-кремы были придуманы в середине шестидесятых годов немецким дерматологом для пациентов после химических пилингов и операций и несколько десятилетий спустя пережили второе рождение в Корее. Классический ВВ-крем обладает увлажняющими свойствами (но все же, вопреки мнению многих, не в состоянии заменить полноценный уход), выравнивает поверхность кожи, содержит SPF-фильтры и обладает высокой степенью маскировки. Настолько высокой, что использование румян становится не приятной опцией, а необходимостью, иначе можно оказаться похожей на гипсовую маску.
За последние несколько лет только самые стойкие марки удержались и не выпустили свою версию ВВ-крема. Аббревиатура ВВ теперь трактуется по-разному, но чаще всего как Beauty Balm. Большая часть европейских и американских ВВ-кремов представляет собой версии так называемого tinted moisturizer — увлажняющего тонирующего средства. Среди них есть и очень хорошие варианты например, Maybelline Dream Fresh), но на классический ВВ-крем они не похожи вообще. Единственный серьезный конкурент на европейском рынке — детище корейско-французской марки Erborian, удачно сочетающее свойства азиатского ВВ-крема и его европейских братьев.
Кожа представителей азиатской расы содержит больше меланина, чем европеоидная (отсюда ее желтоватый оттенок), и более восприимчива к ультрафиолету. Девушки из Азии стремятся к максимально светлой и однородной коже без веснушек, поэтому осветляющие агенты, которые борются не только с пигментными пятнами, но и отбеливают кожу в целом, включаются в состав многих азиатских средств. Есть и специальные большие линейки, посвященные исключительно отбеливанию, — там и лосьоны, и маски, и сыворотки.
Многие западные бренды выпускают линейки отбеливающих средств специально для азиатского рынка, однако, в то время как европейские и американские марки все чаще стараются отказываться от ингредиентов животного происхождения, в азиатском сегменте рынка очень любят положить в косметику продукты жизнедеятельности (или части тела) какого-нибудь живого существа. Есть средства с «экстрактами» медуз и змей, но наибольшую популярность получили всевозможные штуки с секретом улитки — тело моллюска обладает выдающимися способностями к регенерации, которые, как считается, можно немножко передать и людям.
Считается, что еще Гиппократ использовал улиточную слизь для заживления шрамов и ожогов. Впрочем, экзотический ингредиент для европейского ухода пока еще редок.
