На протяжении всей истории человечества люди заводили дружбу с удивительными морскими существами — дельфинами. Дельфины приходят к нам из морских глубин, чтобы помочь, пообщаться или поиграть. Незаменимые помощники на морских просторах с самыми чистыми помыслами вступают в контакт с человеком. Учеными было установлено, что дельфины, поведение которых указывает на высокую степень умственного развития, обладают интеллектом, сравнимым с интеллектом высших приматов, а также имеют собственный «словарный запас» (насчитывающий до 14000 звуковых сигналов, и позволяющий им общаться между собой), самосознание, социальное сознание и эмоциональное сочувствие. Можно долго рассказывать интересные истории об этих обитателях моря, но данная статья посвящена более мрачной теме.
К сожалению, далеко не все люди отвечают добром дельфинам. Некоторые массово истребляют беззащитных морских друзей, оправдывая бессмысленные убийства нелепыми отговорками. Речь сейчас идет о жителях Японии, продолжающих игнорировать введенный в 1986 году официальный запрет международной комиссии на промысел дельфинов.
Небольшая бухта Тайдзи (яп. 太地) превратилась в синоним ожесточенного противостояния культур. По одну сторону баррикад находятся проживающие поблизости рыбаки. По их словам, дельфины потребляют слишком много рыбы и якобы отнимают у них улов, лишая бедных людей и еды и средств к существованию. Рыбакам активно противостоят зарубежные экологи и защитники животных, заявляющие, что это безумное побоище абсолютно лишено смысла, так как в том, что в Японском море становится все меньше рыбы, виноваты сами японцы, ежедневно потребляющие огромное количество разнообразных морепродуктов. Чрезмерное рыболовство, приведшее к резкому снижению популяции рыбы в океанах, действительно является серьезной проблемой мирового масштаба. Японские рыбаки, в свою очередь, заручившись поддержкой своего правительства, стремятся доказать, что именно дельфины виновны в ее возникновении. Желание удерживать популяцию дельфинов на низком уровне является главной причиной, по которой официальные власти столь охотно выдают японским рыбакам разрешения на промысел. Как нетрудно догадаться, об обеспечении японцев недорогим мясом никто и не задумывается. «Старинной традицией» или «культурой», на что постоянно ссылаются рыбаки, указанный процесс назвать крайне сложно. Истребление дельфинов и китов является не чем иным, как борьбой с «конкурентами»: власти страны просто пытаются сохранить рыбные ресурсы для своей нации.
Если в прежние времена мясо китов и дельфинов было наиболее доступным белковым продуктом, которым не брезговали жители многих стран, а во время Второй Мировой Войны (и после тяжелого поражения в ней) китовое и дельфинье мясо спасло многих японцев от голодной смерти, то к настоящему моменту ситуация кардинально изменилась — как и в любой развитой стране в Японии не наблюдается дефицита продуктов питания. Более того, мясо дельфинов имеет резкий специфический запах, не выделяется ни особыми вкусовыми качествами, ни питательной ценностью, и содержит немалое количество токсичных химических веществ, в том числе и ртуть. Последний из озвученных аспектов подтвержден соответствующими исследованиями, и, учитывая загрязненность прибрежных вод Японии, остается только догадываться, что попадает некоторым людям на стол. Тем не менее, японская сторона продолжает скрывать эти факты от общественности, попутно отвергая все соответствующие обвинения и претензии, и заявляя, что дельфины являются «важным морским ресурсом», и каждая страна «имеет право самостоятельно решать, как регулировать их вылов».
Бухта Тайдзи – далеко не единственное место забоя дельфинов в Японии. По официальным данным, в стране ежегодно заверяют 23 тысячи разрешений на ловлю дельфинов и прочих китообразных. Согласно оценкам некоторых специалистов, в течение периода ловли у японского побережья каждый год погибает более 30 тысяч особей. А сколько этих морских созданий напрасно гибнет в сетях японских траулеров, точно не скажет никто. При этом власти Японии не обращают особого внимания на постоянные протесты зарубежных экологов и защитников животных. В Тайдзи уже давно привыкли к протестующим иностранцам: местные рыбаки активно сопротивляются им и не подпускают активистов к месту бойни, угрожая физической расправой в случае надобности, а местная полиция всегда выступает на стороне жителей рыбацкой деревни.
Виды дельфинов, на которые в Японии ведется охота:
— Полосатый продельфин (Striped dolphin)
— Афалина, Бутылконосый дельфин (Bottlenose dolphin)
— Пантропический пятнистый дельфин (Pantropical spotted dolphin)
— Серый дельфин (Risso’s dolphin)
— Гринды (Pilot whale)
— Морщинистозубый дельфин (Rough-toothed dolphin)
— Малые косатки (Pseudo orca)
— Северный плавун (Baird’s beaked whale)
— Белокрылая морская свинья, Белокрылка (Dall’s porpoise)
Процесс ловли дельфинов в бухте Тайдзи выглядит следующим образом. До наступления рассвета японские рыбаки на моторных лодках отправляются к месту миграции дельфинов. Дельфины используют эти миграционные пути уже в течение тысяч, а может и миллионов лет, и рыбаки точно знают, где их ждать. Следуя своему плану, люди расставляют свои лодки последовательно друг за другом, на идеально ровном расстоянии, формируя своеобразную цепь. После чего японцы опускают в морские воды несколько специальных стальных трубок — по одной с каждой стороны лодки. Трубки расширяются в нижней части, наподобие колокола, что значительно усиливает звук, производимый охотниками. Стоит появиться мигрирующей стае дельфинов, рыбаки начинают беспрерывно стучать по трубкам молотками. Производимый ударами звук создает своеобразную шумовую стену под водой, и дельфины, чувствительные к звуковым волнам, попадают в западню между этой стеной и береговой линией. Панический страх дельфинов, испуганных шумом, и утрата ориентации под водой позволяют людям загонять их в маленькую, спрятанную бухту в Тайдзи (по сути смертельную западню), заграждая выход в море сетями.
Далее начинается кошмарная бойня, достойная самого мрачного фильма ужасов. Рыбаки самодельными копьями, гарпунами и ножами яростно бьют с лодок по бурлящей, ярко-красной от крови жертв воде. Они почти всегда попадают в цель – слишком высока плотность бьющихся в панике тел на прибрежном мелководье. Дельфины отчаянно ищут путь к бегству и спасению, но их попытки не приносят результата, выхода просто не существует. Человеческая жестокость не знает пределов: рыбаки вонзают в несчастных дельфинов острые рыболовные крюки и затаскивают еще живых, агонизирующих обитателей моря на свои лодки. Дельфины отчаянно бьются в собственной крови. Воздух заполняется их криками и запахом крови.
Для жителей бухты (и, возможно, не только для них), охота на дельфинов является прибыльным бизнесом, не только благодаря продаже их мяса. До начала бойни представители зоопарков из различных стран мира отбирают среди загнанных в ловушку обитателей моря пополнение для своих дельфинариев. Известно, что дельфины не размножаются в неволе, поэтому представителям дельфинариев важно постоянно закупать новых особей. По слухам, каждый экземпляр обходится им в 180-200 тысяч долларов США. После того как дрессировщики закончат отбирать подходящие экземпляры, для менее удачливых особей начинается сущий ад.
Примечательно, что фильм «Бухта» (The Cove), запечатлевший безжалостное убийство сотен беззащитных дельфинов в бухте Тайдзи, был запрещен к показу в Японии. Даже авторитет известного японского актера и режиссера Такеши Китано (Takeshi Kitano), написавшего в своем заявлении: «Это ни в малейшей мере не антияпонский фильм. Он всего лишь ставит проблемы, которые все мы должны обсуждать», не помог картине, проливающей свет на шокирующие детали ловли. В интернете часто встречаются дискуссии на тему — раз сами иностранцы жестоко забивают коров и свиней, то какое тогда они имеют право подвергать критике японский рыболовный промысел? Что ж, жители Японии не менее охотно употребляют говядину и свинину и местные способы забоя домашнего скота не отличаются гуманностью. Однако, в случае загрязнения мяса животных ртутью, которое бы вряд ли стали скрывать, японцы с большой долей вероятности прекратили бы его употребление в пищу. А вот на маркировке реализуемого в японских магазинчиках мяса дельфинов нет никаких сведений о ртути, неизменно содержащейся в нем. Жестокие способы забоя домашнего скота — еще один непростой вопрос, но если иностранцы (как и японцы) применяют их, то разве должны они игнорировать истребление дельфинов в Японии?
Однажды рыбаки из Тайдзи заявили, что у населения Японии нет права знать о загрязненности мяса дельфинов и способах из забоя. Получается, что жителей этой страны намеренно вводят в обман. Японские рыбаки пытаются найти хоть какие-то оправдания своей жестокости, прикрываясь отговорками о традициях, но в реальности речь идет лишь о беспощадной борьбе с «вредителями», вина которых в сокращении рыбы пока еще не была никем доказана, и обычной жажде наживы. Позицию рыбаков частично поддержал и премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe), некоторое время назад затронувший в интервью американскому телеканалу CNN тему охоты на дельфинов. Он назвал ее частью национальной культуры и выразил надежду, что международное сообщество сможет отнестись к этому с должным пониманием. «Охота на дельфинов в Тайдзи — древняя особенность национального рыболовства, уходящая корнями в нашу культуру. Мы надеемся, что вы сможете нас в этом понять», — подчеркнул Абэ, также отметив, что «у каждой страны мира есть специфические особенности в образе жизни, передающиеся из поколения в поколение». «И я считаю, что эти особенности необходимо уважать», — добавил он. Глава правительства Японии сообщил, что он осведомлен о жесткой критике, которой подвергается охота на дельфинов, но подчеркнул, что «вылов и его методы находятся под строгим контролем».
