В Китае отмечен значительный рост спроса на услуги агентств, оказывающим бездетным парам содействие в получении детей с помощью суррогатных матерей. Недавно в китайских СМИ были опубликованы статьи, рассказывающие об огромных прибылях таких компаний, и проблемах селективных абортов, характерных для данного вида деятельности.
Весной прошлого года 50-летний Ли Сяофэн (Li Xiaofeng) вместе со своей женой, 47-летней Ся Вэньна (Xia Wenna), усыновили близнецов, мальчика и девочку. В этом супругам помогло агентство, предоставляющее услуги суррогатного материнства в городе Ухань (Wuhan), провинция Хубэй (Hubei). Раньше у семейной пары была дочь, но зимой 2013 года она утонула в результате несчастного случая. Трагедия, случившаяся в первый год поступления дочери в колледж, сильно вымотала родителей: психическое состояние г-жи Ся приблизилось к критическому.
Узнав о том, что в Ухане работает агентство суррогатного материнства, супруги на некоторое время оставили работу в родных местах и отправились в этот город. Стоимость процесса усыновления младенцев составила довольно внушительную сумму — около миллиона юаней, но г-н Ли сказал, что для такой цели никаких денег не жалко. Вскоре состояние его жены существенно улучшилось.
Агентство, оказавшее помощь потерявшей дочь семейной паре, не ощущает недостатка в клиентах, желающих получить младенца от суррогатной матери. Ограничительная политика «одна семья-один ребенок» была немного ослаблена в Китае в декабре прошлого года — власти позволили родителям иметь второго ребенка. Прежде, если они теряли единственное дитя, то не только получали сильную эмоциональную травму, но и оставались без финансовой и моральной поддержки в старости.
Представители одного из китайских новостных изданий провели собственное расследование, лично посетив несколько наиболее популярных агентств суррогатного материнства, работающих в Ухане. Корреспонденты притворились клиентами и выяснили, что усыновление ребенка обычно обходится в сумму от 380 тысяч до 2 млн юаней, из которых суррогатная мать получает около 140 тысяч юаней после удачных родов. Также агентства активно покупают яйцеклетки по цене 20-30 тысяч юаней.
По словам сотрудника одной уханьской компании, ежегодно в Китае отмечается как минимум 5 тысяч успешных случаев суррогатного материнства, и 2000 из них приходится как раз на Ухань. Бывший владелец агентства суррогатного материнства в Ухане, сообщил журналисту, что всего в городе осуществляют свою деятельность около 100 учреждений подобного типа. 30 компаний являются крупными организациями, штат насчитывает десятки сотрудников и более 100 суррогатных матерей; эти агентства тесно сотрудничают с медицинскими учреждениями и к ним обращаются клиенты со всей страны. «Тем не менее, следует помнить, что большинство агентств, больниц и суррогатных матерей прежде всего ориентируются на размеры кошельки клиентов», — подчеркнул он.
Представитель Комиссии по здравоохранению и планированию семьи провинции Хубэй пояснил корреспонденту, что в КНР пока не существует законов, регулирующих указанную сферу, поэтому подобные учреждения работают в так называемой «серой зоне», контроль и управление над которой практически не осуществляется. 29-летняя китаянка, бывшая суррогатная мать, пожелавшая сохранить анонимность, рассказала журналисту о своем печальном опыте сотрудничества с агентством. «То, что мне пришлось тогда испытать, никогда не смогут возместить никакие деньги», — сказала она, утирая слезы. У молодой женщины произошли четыре выкидыша и ни одной успешной беременности с 2011 года — с момента, когда она стала приступила к работе в одном уханьским агентстве. При этом первые три выкидыша случились спустя небольшой период времени после беременности, однако последняя беременность длилась примерно полгода.
Бывшая суррогатная мать рассказала, что после пересаживания оплодотворенной яйцеклетки в течение 75 суток ей каждый день вводили гормон прогестерон в целях поддержания ребенка. Также женщина должна была принимать и многие другие лекарственные средства, например, для укрепления матки. «Ежедневно мне приходилось принимать столько препаратов, что, казалось, я питалась ими», — призналась она. После произошедших у женщины выкидышей врач сказал, что у нее практически не осталось шансов забеременеть снова, а если даже произойдет чудо и она забеременеет, то это будет предоставлять большую опасность для ее жизни.
Всего за свой «труд» бывшая суррогатная мать, сейчас глубоко сожалеющая о нанесенном ущербе здоровью, и решившаяся на интервью, чтобы предупредить других собирающихся приступить к такой работе женщин, получила более 100 тысяч юаней, даже несмотря на выкидыши. Обычно агентство платит таким как она 10 тысяч юаней после трех месяцев беременности, еще 10 тысяч юаней — после пяти месяцев, 20 тысяч юаней — после шести месяцев, и 60 тысяч юаней — после рождения ребенка.
Отдельного упоминания достоин тот факт, что в связи с упомянутой выше ограничительной политикой многие обращающиеся в агентства китайцы требуют гарантии рождения младенца только мужского пола. Из-за этого все суррогатные матери примерно на 50-й день беременности проходят специальное тестирование на определение пола плода. Если зародыш — девочка, женщину заставляют пойти на искусственное прерывание беременности, выплачивая ей в качестве компенсации 20 тысяч юаней. Одна суррогатная мать призналась корреспонденту, что ожидает идентификации плода уже через пару недель и очень переживает за его и свое будущее.
Несмотря на то, что определение пола ребенка в КНР находится под официальным запретом, агентства все равно находят общий язык с клиниками и прерывание беременности по половому признаку по-прежнему остается большой проблемой. Согласно данным, озвученным государственным агентством «Синьхуа», соотношение мужчин и женщин в стране составляет 116.9:100, тогда как в мире это соотношение примерно равно 101:100.
