В искусстве Японии существует термин «тэбори», состоящий из двух иероглифов: «тэ» — что обозначает «рука», и «хори» (в данном сочетании «бори») – «резьба» или «гравировка». В большинстве случаев термин «тэбори» используется для характеристики творчества резчиков по камню, кости либо дереву. Впрочем, мастеров «тэбори» можно встретить и в другой, совершенно противоположной сфере искусства. Сфере, лишь недавно получившей официальное признание — искусстве татуировки.
Японский мастер татуировки, известный общественности под псевдонимом Хориеси III (Horiyoshi III), категорически отказывается применять англоязычный термин «tatoo» в отношении своего творчества, проводя резкую черту между «tattoo» и истинно японским искусством «ирэдзуми». Хориеси III считает всех татуировщиков, прибегающих в своей работе к помощи трафаретов и электрических машинок, «лентяями» и «недоучками». Для образованных жителей Японии «ирэдзуми» — это не только древнее искусство, это – целый культурный пласт их цивилизации. Побеседовать по душам и обсудить эти нюансы со знаменитым японским мастером не так уж просто, и дело заключается не только в необходимости понимания сложной терминологии и истории «ирэдзуми», но также и в занятости Хориеси III — на прием к нему принято записываться за полгода.
Прославленный мастер не отличается излишней словоохотливостью, предпочитая работать «не языком, но иглой». Такой подход к профессии Хориеси III перенял у своего учителя Есицугу Мурамацу (Yoshitsugu Muramatsu), более известного под псевдонимом «Хориеси из Йокогамы» — подобный псевдоним свидетельствует о выдающемся мастерстве татуировщика. К слову, все истинные японские мастера «ирэдзуми» обязательно включают в личный творческий псевдоним иероглиф «хори».
В 1971 году в ателье уже успевшего снискать признание многочисленных клиентов мастера «ирэдзуми» Есицугу Мурамацу зашел 27-летний юноша и попросился взять его в ученики. Имя юноши было Есихито Накано (Yoshihito Nakano). Немного подумав, мастер дал согласие и, согласно старой японской традиции, парень остался жить в семье своего учителя. С этого момента и началась карьера Хориеси III.
Поначалу в список его основных обязанностей входили лишь уборка помещения и выполнение разных наказов мастера. Со временем юноша был повышен до статуса «дэси» (ученика), после чего указанный список пополнился разведением подходящих пропорций туши, а также очисткой и стерилизацией инструментов. Только спустя полгода ему было разрешено взять в руки иглу, да и то он смог это сделать лишь под строгим контролем со стороны Есицугу Мурамацу.
Много воды утекло с тех пор и только спустя долгие годы Есихито Накано постиг многолетние традиции японского искусства «ирэдзуми», постепенно переняв опыт своего учителя. Первую в своей карьере татуировку он сделал на собственных ногах, ведь в отличие от обычных художников у мастеров «тэбори» попросту нет права на ошибку — любое некорректное движение или малейшая неосторожность могут полностью испортить набросок, наносящийся на кожу живого человека. Когда закончивший обучение ученик доказал свою способность работать, Есицугу Мурамацу дал ему новый творческий псевдоним – Хориеси III (Хориеси II был зарезервирован за другим учеником школы — сыном мастера).
Сейчас Хориеси III трудится в уединенной мастерской, расположенной в одном из районов города Йокогама (Yokohama). Мэтр успел завоевать своими искусными работами такую огромную популярность у клиентов, что теперь возможность попасть к нему на прием оценивается в несколько десятков тысяч долларов США. Недавно мастер прекратил принимать новые заказы и теперь занят исключительно окончанием уже начатых им проектов (работа над созданием одной татуировки подобного уровня может растянуться на несколько лет). Мастер «ирэдзуми» последовал старой традиции и взял на обучение желающих продолжить его дело. Его мастерскую частенько навещают татуировщики из Европы и Америки, стремящиеся пройти стажировку у «живой легенды ирэдзуми».
Перед тем как допустить иностранных стажеров к применению полученных знаний на практике, Хориеси III непременно рассказывает им историю и главные принципы японского искусства «ирэдзуми», истинное величие которого мастер противопоставляет примитивизму западного «tatoo» для масс.
