Connect with us

Hi, what are you looking for?

Статьи

Хуже только коммунисты

korea-anti-abe-1708852В конце ноября в японском храме Ясукуни произошел теракт — сработало самодельное взрывное устройство, оставленное в общественном туалете. По счастливой случайности никто не пострадал. Спустя полторы недели организатор инцидента был задержан, им оказался 27-летний гражданин Южной Корее. Для корейцев Ясукуни — олицетворение японского милитаризма, а посещение святилища политиками Страны восходящего солнца воспринимается как символ отказа Токио раскаяться за преступления времен Второй Мировой Войны. Между тем список претензий корейцев к Японии не исчерпывается одним «фактором Ясукуни», а воспоминания о колониальном прошлом влияют на политическую повестку дня в Южной Корее. В частности, для общественных деятелей более серьезным, чем обвинение в прояпонских настроениях, может стать лишь подозрение в симпатиях к КНДР.

Чтобы понять, как сформировался образ Японии, занимающий важное место в корейском национальном мифе, необходимо обратиться к истории. Начнем с колониального периода. Об этом времени можно говорить много, но в целом японскую политику на Корейском полуострове, особенно в течение последнего колониального десятилетия, можно охарактеризовать термином «этноцид». Выстраивая великую восточноазиатскую сферу сопроцветания, в рамках которой корейцы должны были играть роль «японцев второго сорта», оккупационные власти проводили последовательный курс на уничтожение корейской национальной идентичности. Корейцев принуждали менять фамилии на японские, японский язык вытеснял корейский и преподавался в школах как «родная речь». Доходило до того, что японцы распространяли в Корее религию синто, принять которую по-настоящему может только этнический японец.

Разрушено действительно было многое, и сегодня корейские националисты часто рассуждают о великой древней культуре, боевых искусствах и духовных традициях, почти уничтоженных злыми японцами. Колониальное прошлое — это обстоятельство, на которое привычно списываются даже некоторые современные проблемы типа недостатка демократии. В общем, в любой нестандартной ситуации винили японский империализм.

С другой стороны, поскольку из Кореи делали эрзац-Японию, а в 1942-м статус Кореи даже приравняли к статусу метрополии, японцы, в отличие от европейских колониальных стран, очень много и активно вкладывались в модернизацию региона. Это делает вопрос о значимости японского правления в корейской истории довольно щекотливым. С одной стороны, японцы вроде как выпили воду из нашего крана. С другой — именно они построили водопровод, благодаря чему, в частности, средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое.

Сочетание японизации и модернизации принесло колонизаторам определенные плоды. Хотя национально-освободительное движение продолжало в каком-то виде существовать (правда, в основном за пределами страны), внутри Кореи появилась лоялистски настроенная прослойка. В узком смысле это были люди, занимавшие при японцах высокие посты, обязанные им богатством или шедшие добровольцами в японскую полицию и армию (известны даже корейцы, записывавшиеся в камикадзе). В широком — это люди, которые родились и выросли при новом порядке, говорившие на японском как на втором родном языке (или как минимум хорошо его знавшие) и воспринявшие японские поведенческие нормы. Иначе говоря, это поколение могло любить или не любить японцев, но уже впитало их ценности и культуру. В современной корейской историографии эту прослойку обычно называют «чхинильпха» (кор. — прояпонская фракция).

Возможно, не случись освобождения, корейская национальная идентичность была бы утрачена, но поражение Японии во Второй Мировой Войне оборвало процесс японизации корейцев. Однако в силу целого комплекса причин на юге Кореи не был принят комплекс мер, который можно было бы сравнить с денацификацией в Германии или иными вариантами, когда все вызывавшие неприятие простого народа пособники оккупантов были бы справедливо наказаны.

Начнем с того, что освобождение Кореи от колонизаторов не было заслугой самих корейцев. Корейские вооруженные формирования не сражались с японцами на земле Южной Кореи, заслужив в глазах народа победу. Даже армия США, которой южная часть Кореи досталась по разделу, добралась туда лишь через три недели после капитуляции Токио. «Освобождение» выглядело как анекдот про концлагерь, где в последний день войны начальство собирает заключенных на плацу и объявляет: «Всем спасибо, все свободны». Из-за этого корейский националистический миф страдает комплексом, связанным с тем, что хотя формально корейцы освободились сами (в смысле без чьей-то прямой помощи), ощущения настоящей победы, которой можно гордиться, нет.

Следующая проблема — японцы практически не готовили инженеров и управленцев из местного населения. Таковых было немного, все они принадлежали к ненавистным чхинильпха, и когда после освобождения Кореи японское население перебралось на острова, как советские, так и американские войска столкнулись с серьезным кадровым кризисом: надо было где-то взять большое количество компетентных специалистов. В КНДР вопрос решили просто: чхинильпха, к вящей радости народа, были репрессированы, а на их места присланы советские корейцы, которые внесли значительный вклад в восстановление промышленности и государства.

Но у властей США не было такой возможности. В результате решение, которое они приняли, стало лучшим из худших: раз у нас нет замены, оставим тех, кто есть. Получилось, что немцы ушли, но бургомистр и полицаи никуда не делись, и от безнаказанности начали наглеть пуще прежнего. Такое положение вещей подстегнуло неприязнь к «национальным предателям», однако американские власти видели в этом недовольстве только происки коммунистов, что усиливало порочный круг взаимного противостояния.

Впрочем, периодически новая южнокорейская власть обещала наказать национальных предателей. Это пытался сделать первый президент Республики Корея Ли Сынман — ярый националист и антияпонист. Был даже создан специальный комитет для люстрации, однако, во-первых, выяснилось, что заменять люстрируемых некем, что большая часть силовиков относится к чхинильпха и потому они саботируют кампанию, и что окончательная люстрация изменит баланс сил в пользу левых, чего Ли Сынману крайне не хотелось. В итоге кампанию свернули, и более того — поскольку главным политическим врагом Ли Сынман считал левых, в борьбе с ними он вынужден был опереться на тех же чхинильпха, которые продолжали составлять костяк силовых структур.

Теперь перейдем к генералу Пак Чон Хи, получившему власть в результате военного переворота, — человеку, которого можно смело назвать диктатором, но при этом и отцом корейского экономического чуда. Нельзя сказать, что Пак был типичным представителем чхинильпха, хотя в свое время он и пошел добровольцем в японскую армию. Был в его жизни период увлечения левыми идеями, но с точки зрения воспитания и ценностей Пак — типичный представитель поколения, воспринимавшего японский как второй родной. И хотя он, безусловно, не выступал апологетом колониального периода, модернизация страны во многом проводилась Паком по японской модели. И организация промышленности, и создание системы образования, и некоторые элементы идеологии — все это несет заметный отпечаток японских образцов, именно за это Пака критикуют те националисты, для которых любые заимствования у соседей — кость в горле. Дескать, его национализм был не совсем правильным.

Особенно же Пака костерят за то, что в 1965-м он установил дипломатические отношения с Японией. Радикально пойдя против общественного мнения, Пак совершил поступок, который в стратегическом плане принес стране много политических и экономических выгод. Корея получила возможность лавировать между Штатами и Японией, а японские компенсации за колониальное прошлое и инвестиции в корейские рынки стали добротным основанием для корейского экономического чуда.

Пак, кстати, был поклонником японской культуры — и формально запрещенной музыки, и кино. Это важно, так как несмотря на личные пристрастия Пака антияпонизм оставался основой корейского государственного мифа — как при нем, так и при других правителях. Похвалить Японию, пусть даже косвенно, для южнокорейского политика или ученого равносильно самоубийству. Вот два характерных примера.

В свое время очень известный политолог Хан Сынчжо, выступая с антироссийским заявлением, сказал, что победа Токио в русско-японской войне была для Кореи предпочтительнее. Окажись Корея в российской зоне влияния, после революции 1917 года она могла быть коммунизирована, и тогда бы всем корейцам пришлось жить как в КНДР. Хан имел в виду, что Япония для Кореи была лучше России, но общество услышало лишь «Япония лучше», после чего некогда уважаемого профессора уволили отовсюду, а его блог и почту завалили возмущенными комментариями.

Другой пример — Мун Чан Гык, политик, которого Пак Кын Хе прочила в премьер-министры. Как только выяснилось, что в 2007 году (то есть семью годами ранее) он в каком-то выступлении назвал японскую колонизацию «божьим даром Корее», это стало достаточным поводом для кампании протестов, из-за которой Мун вынужден был взять самоотвод.

При этом надо отметить, что неприязнь корейцев обращена на абстрактную Японию или японские власти, а не японцев вообще. Для конкретного японца, оказавшегося в Корее, вероятность попасть в неприятности, связанные с его национальностью, невелика.

Зато корейский антияпонизм сопрягается с традиционным отношением к истории, когда на события древности принято пенять и поминать их при каждом случае. Из-за разногласий с Францией в России вряд ли будут собираться многотысячные митинги под лозунгами «200 лет назад Наполеон сжег нашу Москву! Не забудем, не простим! По команде всем топтать французские булки!» В Корее же тема преступлений Японии всплывает при каждом обострении: «Они еще за (нужное вписать) не извинились».

Между тем в Японии отношение к прошлому и особенно к историческим претензиям другое. Во-первых, на многие события у японцев свой взгляд — естественно, не совпадающий с корейским. Во-вторых, там страницы прошлого давно перевернуты. Считается, что Япония уже за все заплатила, и ее преступления искуплены как извинениями и компенсациями, так и атомными бомбардировками. Дальше каяться за события прошлого нужды нет: что было — то было, хватит припоминать преступления наших дедов.

Естественно, такой подход Токио к истории только распаляет национализм. Впрочем, как националистические настроения и мифы используются в качестве свистка для выпуска пара — это тема для отдельной статьи, а мы вернемся к проблемам чхинильпха.

То, что победа над Японией в свое время получилась не очень убедительной, а отец современной Кореи — выходец из чхинильпха, делает национальный миф Южной Кореи несколько ущербным. Сами носители мифа ощущают эту проблему и пытаются добиться гиперкомпенсации за счет критики и отрицания всего «прояпонского». В итоге среди националистов вообще и левых националистов в частности обвинения в симпатиях Японии находятся как минимум на втором месте по степени убойности (первое остается за обвинениями в прокоммунистических или просеверокорейских взглядах). Вероятность того, что общество Южной Кореи сумеет в обозримой перспективе изжить этот комплекс, невелика, поэтому можно гарантировать, что обвинения в «прояпонскости» будут частью политического дискурса государства еще долгое время.

— Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Центра Корейских Исследований ИДВ РАН, Lenta.ru

You May Also Like

Статьи

Неоднозначная новость поступила из Индии, где 17-летняя девушка покончила жизнь самоубийством после того, как родители ответили отказом на ее просьбу… Толпа разъяренных жителей одной...

Статьи

Неоднозначная новость поступила из Индии, где 12 человек утонули, пытаясь искупать статую божества в реке. Данный инцидент произошел в штате… В конце июля в...

Статьи

Сексуальность современного человека имеет множество оттенков, которые не отражаются в привычном делении на гомосексуалистов и натуралов. Изучив несколько сайтов для… В 2014 году в...

Статьи

В сети набирает обороты спор зоозащитников и охотников вокруг новой петиции с требованием закрыть притравочные станции, где собак натаскивают на диких животных. По количеству...

MADplanet © 2023. Все права защищены.