Успехи сборной Китая на Олимпиаде 2008 года вскружили голову многим китайским родителям. Пока завистливые иностранцы ищут причины сенсационного взлета спортсменов из КНР в новых видах допинга, рядовые китайцы твердо верят в подлинность побед чемпионов и в то, что «талант и труд все перетрут», охотно отдавая своих детей в спортивные секции.
Государство положительно относится к этому факту: чем больше завоеванных медалей, тем выше престиж страны. Но какова же цена попадания в сборную Китая?
Одно движение, заучиваемое сотни раз. Стандартный набор движений, практикуемый на протяжении 5 лет. Ежегодно более 30 детей из разных городов и уездов Китая вступают в команду гимнастов, но лишь немногие из них выдерживают жесткие нагрузки. «Так много талантливых детишек бросают гимнастику каждый год. Это так печально», — делится мыслями тренер с представителями СМИ. Некоторые упражнения даже многим взрослым не под силу, но детишки отчаянно сражаются за мечту стать олимпийским чемпионом.
Тренер рассказывает о принципе цепной реакции: стоит заплакать от боли одному ребенку, заплачут и все остальные. В такие моменты он подбадривает их чем-нибудь вкусным.
Детские мышцы подвергаются ударным нагрузкам: чтобы успешно выполнять в будущем элементы гимнастической программы, юным спортсменам приходится каждый день наматывать несколько длинных кругов на носочках. Мозоли на их руках, выпачканных магнезией или мелом, иногда грубее чем у привыкшего к труду крестьянина. Сильная боль в мышцах часто заставляет их плакать, но это неизбежная плата за успех. Нередки и травмы, но молодой организм быстро восстанавливается.
Гимнастическая школа расположена на юге Китая, а некоторые дети приезжают сюда с северных провинций и долгое время не могут пройти акклиматизацию: от сильной жары их тело покрывается зудящей сыпью, но тренироваться надо каждый день. Первые полгода родителям и детям запрещено видеться друг с другом. Родителям, конечно, нелегко соглашаться на такое, но блеск олимпийских медалей и жажда денег и известности превыше всего.
После бесконечных и утомительных тренировок, в процессе которых детям не позволено даже говорить, у юных спортсменов появляется немного свободного времени; резвясь и веселясь в перерывах между тренировками, они ничем не отличаются от своих сверстников. Но вот наступает время занятий, и они снова сосредоточенно выполняют рутинную работу.
На стене спортзала висит гигантский красный иероглиф «Золото». По словам тренера, он напоминает детям и их родителям об истинной цели их обучения. «Дети должны заразиться этой мечтой. Они должны упорно добиваться поставленной цели. Только тогда у них все получится. Некоторые родители жалеют своих детей, некоторые забирают их из гимнастики, не видя результатов в первые два года. Так много талантливых ребятишек уже ушло из спорта. Талант — это хорошо, но нужно невероятное усердие и понимание родителей. Только так вырастают чемпионы. Чемпионы должны в дальнейшем благодарить не только себя, но и своих родителей за понимание и терпение», — говорит тренер.
В Китае спортивной гимнастикой занимаются около 100 тысяч человек и лишь 200 из них можно отнести к «элитным» спортсменам, что составляет 0.2% от общего числа тренирующихся. Предельно жесткая, «драконовская» система тренировок была взята на вооружение в КНР еще в 1963 году. Национальный Спортивный Комитет КНР дал указание тренерам работать по системе, разработанной известным японским тренером тех лет. С тех пор она подверглась лишь небольшим изменениям, дети продолжают работать по накатанной методике.
Детство юных дарований проходит здесь, на гимнастических снарядах, брусьях и кольцах. Малышка Мань Ни (Man Ni) еще не так отчетливо понимает истинной цели своих тренировок. Ее годы проходят в царстве пота и слез.
