Китайские СМИ обратили внимание на выход англоязычной версии издания школы Огасавара (Ogasawara) в Японии, посвященной правильному поведению за столом. «Огасавара-рю, японская кухня и этикет» (Ogasawara-ryu Japanese Table Manners), по всей видимости, предназначен для иностранных туристов, и прежде всего — для китайцев. Подобный вывод дали возможность сделать несколько скандалов, случившихся, когда гостям из Китая отказали в обслуживании в японских ресторанах из-за «скудных манер».
Один из таких случаев произошел в апреле, когда китайцы попытались забронировать столик в Sushi Mizutani. Все было нормально, пока принимавший заказ администратор не выяснил, что клиенты приехали из Китая, после чего заявил, что, согласно правилам заведения, иностранцы столики бронировать не могут. «Мы готовим рыбу, исходя из количества ожидаемых клиентов, и вынуждены отказать желающим забронировать столики», — отметил сотрудник Sushi Mizutani.
Ресторан, где средний чек составляет 20 тысяч иен, принимает заказы от иностранцев только через администрацию гостиниц или по предоплате. В Sushi Mizutani настаивают, что в такой политике нет никакой дискриминации, однако этот случай вызвал оживленное обсуждение в интернете, и спровоцировал продолжительную дискуссию об этикете.
В написанном на основе разработанных в XII веке правил наставлении школы Огасавара подробно рассказывается, как следует вести себя в японском ресторане, чтобы не услышать просьбу покинуть заведение. В первую очередь, клиентов просят не хватать края чашки для супа — это надо делать, придерживая ее за дно. Дурным тоном считается оставлять в чашке палочки. Также в книге говорится, что облизывать палочки — табу, а выходить в туалет можно только до либо уже после еды. Кроме того, в процессе приема пищи нельзя разговаривать, трогать волосы и стучать посудой. Ну и, конечно же, нельзя опаздывать, чтобы не заставлять ожидать остальных участников.
К слову, некоторые японские рестораны начали штрафовать клиентов, не доедающих заказанные блюда. Такое правило впервые было введено в городе Саппоро (Sapporo) в ресторане морепродуктов. Его владельцы посчитали, что труд моряков заслуживает уважения, поэтому заказывающий порцию икры посетитель не должен оставлять в тарелке даже одну икринку. Совершившие подобный проступок клиенты должны сделать солидное пожертвование.
