Как известно, японцы отличаются трудолюбием и выкладываются на работе полностью. Но жители Японии также хотят быть уверены в том, что их труд не будет пустой тратой времени и сил и они смогут работать до самой пенсии в одной и той же компании. Раньше именно так и было: исполнительные сотрудники имели пожизненный контракт. Однако стагнация японской экономики не прошла даром — теперь никто не знает, когда его похлопают по плечу и попросят освободить рабочее место.
Как проходит процедура увольнения в Японии? Японская вежливость напоминает о себе даже в сокращении штатов. Специально для этих целей в деловом мире Японии используется заимствованный из английского языка термин «risutora». Этого слова как огня боятся все японские работяги. Значение термина относительно миролюбиво: компания якобы проводит реструктуризацию и помогает подыскать своим служащим более достойные рабочие места. Однако, его истинная суть жестока — в услугах работника больше не нуждаются и от него стараются избавиться.
Некоторое время назад компания NEC, один из флагманов японской индустрии, объявила, что проведет «risutora» и «поможет» уволиться 10 тысячам сотрудников. Печально, но факт: многие компании, в былые времена поднявшие экономику страны, теперь не могут устоять под тяжким гнетом дорогой иены, а также значительно усилившейся конкуренции со стороны Китая и Южной Кореи. Через несколько часов после объявления о планируемом «risutora» 39-летний сотрудник NEC покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна. К слову, именно его сокращать и не планировали, но он, поддавшись влиянию слова «risutora», решил «сократить» себя сам, ведь если ему не сделают подобное предложение сегодня, то не факт, что это не сделают завтра. Вот так порой японские рабочие реагируют на «risutora» — потеря работы для них означает полный жизненный крах.
Как можно избежать увольнения из японской компании? Никто не станет увольнять работника без серьезной причины на то, но, тем не менее, если он по каким-то причинам попал в список сотрудников, подлежащих «risutora», то тогда пусть даже и соблюдающее каноны вежливости руководство компании будет всеми силами стараться сделать так, чтобы работник ушел по собственному желанию. Основной метод, применяемый в таких случаях — метод «кнута и пряника». «Пряником» может выступить предложение выплатить выходное пособие, эквивалентное размеру зарплаты за 2 года вперед и обещание помочь с поиском нового места работы.
В том случае, если работник не пожелает добровольно уйти в отставку, к нему будет применен «кнут» (в японским понимании). Компания поднимет вопрос о несоответствии квалификации работника занимаемому им месту, за которым обязательно последуют собеседования с топ-менеджерами компании, главной целью которых будет убедить упрямого сотрудника уволиться. На них работникам тактично намекают, что «они являются, конечно, очень компетентными в своей области сотрудниками, но в данный момент компания борется с экономическим кризисом, поэтому компетенция такого уровня скорее бы пригодилась на другом более подходящем месте, и компания обязательно поможет найти такое место».
Такие беседы повторяются вновь и вновь, при этом намеки постепенно усиливаются. Бесспорно, человеку тяжело работать в условиях, в которых руководство компании активно пытается его выжить, поэтому рано или поздно ему придется решать, что же делать дальше. И вот тут существуют два противоположных мнения: не отчаиваться и продолжать гнуть свою линию или же смириться и принять неизбежное.
